- +7 911 244 89 51
- Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого 1-3Б, Домофон 23
Богданова Наталья Николаевна
Обучение по методу Фельденкрайза — возможность жить по-новому
Метод Фельденкрайза (другое название — метод соматического обучения)—это телесно ориентированная, педагогическая терапия, при которой через движение формируется более осознанное восприятие своего тела. В результате лечения пациент обретает новые способности и возможности.
Об авторе
Инженер-электронщик, преподаватель дзюдо с 20-летним стажем и основатель первой в Европе школы дзюдо Моше Фельденкрайз (1904-1984 гг.), занимаясь анатомией, поведенческой физиологией, нейрофизиологией и психологией, обнаружил, что существует взаимосвязь между нарушением двигательных функций и психическими заболеваниями. Он понял, что мышление, чувствование, ощущение и движение никогда не встречаются изолированно, а являются составляющими каждого действия. Совершенствование двигательных навыков он считал лучшим способом самосовершенствования.
Фельденкрайз выдвинул предположение, что развитие недугов можно предотвратить, если помочь человеку осознать неправильность использования собственного тела и целенаправленно его «переучить». Исходя из этого, он разработал разнообразные упражнения, охватывающие весь спектр человеческих движений. Фельденкрайз использовал современные научные сведения о мозге, согласно которым каждое из них связано с нервными процессами, протекающими в коре головного мозга. Эти связи необходимо восстанавливать и расширять.
Метод Фельденкрайза ориентирован на "органическое познание" (organic learning) в раннем возрасте. Автор полагал, что оно возможно и после окончания периода детства.
Суть метода
Упражнения Федьденкрайза не лечебные, а обучающие. Поэтому терапевта называют преподавателем, а пациентов — обучающимися. Последние учатся более осознанно воспринимать свои двигательные стереотипы, что способствует улучшению когнитивных и физических способностей. Они распознают возложенные на самих себя ограничения и преодолевают их, благодаря чему получают возможность заменить негативные паттерны более эффективными альтернативами.
Метод Фельденкрайза относят к разряду комплементарных. Под этим понятием подразумеваются способы и техники, авторы которых не ссылаются на естественнонаучные исследования и сведения. Их пользу обосновывают, например, положительным влиянием на процессы самоисцеления организма и нарушенные функции. Однако их эффективность, как правило, не подтверждена масштабными клиническими исследованиями. То есть они не соответствуют требованиям так называемой научно-доказательной медицины. Несмотря на это, многие комплементарные методы применяются приверженцами традиционной медицины дополнительно к классическим способам лечения.
Как выглядят сеансы?
Курс включает нескольких уроков, на которых обучающихся знакомят с особой наукой о движении. Они узнают, как функционирует их тело, где ограничена подвижность и как постепенно разрушить привычные паттерны поведения. Происходит это путем выполнения комбинаций движений. Открывая и испытывая новые для себя варианты, занимающиеся становятся не только более подвижными и расслабленными, но и более психически уравновешенными и выносливыми.
Специально подготовленные преподаватели используют две формы обучения:
- Групповые сеансы (сознавание через движение), когда обучающиеся, следуя вербальным инструкциям, выполняют последовательность в основном небольших, простых движений. При этом инструктор обращает внимание на восприятие отдельных деталей.
- Индивидуальные занятия (функциональная интеграция), во время которых вместо вербальной используется тактильная коммуникация. Клиент спокойно лежит на специальной кушетке, в то время как практик медленно осуществляет упражнения без его активного участия. Такая форма обучения позволяет уделить больше внимания личным потребностям.
После сеансов функциональной интеграции обучающиеся в состоянии самостоятельно выполнять действия в соответствии с инструкцией преподавателя в ходе групповых занятий. Они делают упражнения стоя или сидя и таким образом на практике учатся оптимизировать свои двигательные стереотипы.
Области применения
Соматическое обучение в основном используется для восстановления полной подвижности после травм во время реабилитации и устранения болей, обусловленных нарушением осанки. Однако, согласно концепту, оно эффективно в самых разных жизненных ситуациях. Оно помогает сохранить духовную и физическую бодрость вплоть до преклонного возраста и полезен также музыкантам, танцорам, спортсменам и представителям других профессий. где уделяется внимание взаимосвязи между телом и умом. Метод Фельденкрайза целесообразно применять во многих областях, среди них:
- укрепление здоровья, профилактика травм, устранение болей;
- психология;
- работа с инвалидами;
- реабилитация (например, после несчастного случая, перелома, неврологического заболевания);
- танцы, театр, музыка, искусство;
- боевые искусства, спорт.
Показания
С помощью метода Фельденкрайза удается улучшить подвижность детей с ДЦП и другими нарушениями развития. В психологии он применяется при тревожном неврозе, депрессии и психозах. Доказана эффективность соматического обучения в следующих случаях:
- нарушения осанки любого вида;
- хронические и неспецифические боли в спине, грыжа межпозвоночного диска и люмбаго;
- непроходящее напряжение в области плеч и шеи, головные боли, мигрень;
- болевые ощущения в коленном и тазобедренном суставах;
- хлыстообразная травма;
- ортопедические заболевания;
- нервозность (нейропатия);
- ревматические и неврологические заболевания (например, рассеянный склероз);
- скрежет зубами по ночам, хроническое напряжение мышц лица, рта и челюсти;
- обусловленные стрессом функциональные расстройства, такие как нарушение сна, трудности с концентрацией внимания и т. д.
- травматический эпикондилит, туннельный синдром;
- нарушение двигательной активности вследствие травмы, недуга или операции.
Работа с детьми
Много лет личной ассистенткой Моше Фельденкрайза была доктор Хава Шелав. Сейчас она — один из ведущих преподавателей уникального метода и знакомит с ним желающих по всему миру. Шелав исследует связи между обучением, движением и развитием и посвящает себя, прежде всего, работе с детьми. Она является автором метода под названием Child’Space. Это программа сопровождения двигательного развития детей грудного и раннего возраста.
Развитие в первые 2 года жизни в большой степени определяет, каким будет маленький человек во взрослом возрасте. Осознанная помощь родителей в раннем детстве помогает лучше развить физические, психические и умственные способности. Согласно доктору Шелав, отец и мать чувствуют себя при общении с ребенком более уверенными, если хорошо понимают его и следит за его развитием. Младенец, к действиям которого относятся с вниманием и пониманием, обретает уверенность в себе и стремится испытывать что-то новое.
Под руководством квалифицированного учителя родители в небольших группах, наблюдая и пробуя, учатся стимулировать чувства ребенка, например, с помощью прикосновений, осознанных движений, прямого обращения, пения и игр. Это делается для того, чтобы малыш чувствовал свое тело и учился воспринимать самого себя, а также открывал, осознавал и запоминал окружающий мир, свои двигательные возможности и способности.
Документальный фильм "метод Фельденкрайза"
Генезис здоровья: метод Фельденкрайза
Обработка видео...