• +7 911 244 89 51
  • Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого 1-3Б, Домофон 23

Обучение по методу Фельденкрайза — возможность жить по-новому

Метод Фельденкрайза (другое название — метод соматического обучения)это телесно ориентированная, педагогическая терапия, при которой через движение формируется более осознанное восприятие своего тела. В результате лечения пациент обретает новые способности и возможности.

Об авторе

Инженер-электронщик, преподаватель дзюдо с 20-летним стажем и основатель первой в Европе школы дзюдо Моше Фельденкрайз (1904-1984 гг.), занимаясь анатомией, поведенческой физиологией, нейрофизиологией и психологией, обнаружил, что существует взаимосвязь между нарушением двигательных функций и психическими заболеваниями. Он понял, что мышление, чувствование, ощущение и движение никогда не встречаются изолированно, а являются составляющими каждого действия. Совершенствование двигательных навыков он считал лучшим способом самосовершенствования.
Фельденкрайз выдвинул предположение, что развитие недугов можно предотвратить, если помочь человеку осознать неправильность использования собственного тела и целенаправленно его «переучить». Исходя из этого, он разработал разнообразные упражнения, охватывающие весь спектр человеческих движений. Фельденкрайз использовал современные научные сведения о мозге, согласно которым каждое из них связано с нервными процессами, протекающими в коре головного мозга. Эти связи необходимо восстанавливать и расширять.
Метод Фельденкрайза ориентирован на "органическое познание" (organic learning) в раннем возрасте. Автор полагал, что оно возможно и после окончания периода детства.

Суть метода

Упражнения Федьденкрайза не лечебные, а обучающие. Поэтому терапевта называют преподавателем, а пациентов — обучающимися. Последние учатся более осознанно воспринимать свои двигательные стереотипы, что способствует улучшению когнитивных и физических способностей. Они распознают возложенные на самих себя ограничения и преодолевают их, благодаря чему получают возможность заменить негативные паттерны более эффективными альтернативами.
Метод Фельденкрайза относят к разряду комплементарных. Под этим понятием подразумеваются способы и техники, авторы которых не ссылаются на естественнонаучные исследования и сведения. Их пользу обосновывают, например, положительным влиянием на процессы самоисцеления организма и нарушенные функции. Однако их эффективность, как правило, не подтверждена масштабными клиническими исследованиями. То есть они не соответствуют требованиям так называемой научно-доказательной медицины. Несмотря на это, многие комплементарные методы применяются приверженцами традиционной медицины дополнительно к классическим способам лечения.
Метод Фельденкрайза

Как выглядят сеансы?

Курс включает нескольких уроков, на которых обучающихся знакомят с особой наукой о движении. Они узнают, как функционирует их тело, где ограничена подвижность и как постепенно разрушить привычные паттерны поведения. Происходит это путем выполнения комбинаций движений. Открывая и испытывая новые для себя варианты, занимающиеся становятся не только более подвижными и расслабленными, но и более психически уравновешенными и выносливыми.
Специально подготовленные преподаватели используют две формы обучения:
  1. Групповые сеансы (сознавание через движение), когда обучающиеся, следуя вербальным инструкциям, выполняют последовательность в основном небольших, простых движений. При этом инструктор обращает внимание на восприятие отдельных деталей.
  2. Индивидуальные занятия (функциональная интеграция), во время которых вместо вербальной используется тактильная коммуникация. Клиент спокойно лежит на специальной кушетке, в то время как практик медленно осуществляет упражнения без его активного участия. Такая форма обучения позволяет уделить больше внимания личным потребностям.
После сеансов функциональной интеграции обучающиеся в состоянии самостоятельно выполнять действия в соответствии с инструкцией преподавателя в ходе групповых занятий. Они делают упражнения стоя или сидя и таким образом на практике учатся оптимизировать свои двигательные стереотипы.
Метод Фельденкрайза

Области применения

Соматическое обучение в основном используется для восстановления полной подвижности после травм во время реабилитации и устранения болей, обусловленных нарушением осанки. Однако, согласно концепту, оно эффективно в самых разных жизненных ситуациях. Оно помогает сохранить духовную и физическую бодрость вплоть до преклонного возраста и полезен также музыкантам, танцорам, спортсменам и представителям других профессий. где уделяется внимание взаимосвязи между телом и умом. Метод Фельденкрайза целесообразно применять во многих областях, среди них:
  • укрепление здоровья, профилактика травм, устранение болей;
  • психология;
  • работа с инвалидами;
  • реабилитация (например, после несчастного случая, перелома, неврологического заболевания);
  • танцы, театр, музыка, искусство;
  • боевые искусства, спорт.

Показания

С помощью метода Фельденкрайза удается улучшить подвижность детей с ДЦП и другими нарушениями развития. В психологии он применяется при тревожном неврозе, депрессии и психозах. Доказана эффективность соматического обучения в следующих случаях:
  • нарушения осанки любого вида;
  • хронические и неспецифические боли в спине, грыжа межпозвоночного диска и люмбаго;
  • непроходящее напряжение в области плеч и шеи, головные боли, мигрень;
  • болевые ощущения в коленном и тазобедренном суставах;
  • хлыстообразная травма;
  • ортопедические заболевания;
  • нервозность (нейропатия);
  • ревматические и неврологические заболевания (например, рассеянный склероз);
  • скрежет зубами по ночам, хроническое напряжение мышц лица, рта и челюсти;
  • обусловленные стрессом функциональные расстройства, такие как нарушение сна, трудности с концентрацией внимания и т. д.
  • травматический эпикондилит, туннельный синдром;
  • нарушение двигательной активности вследствие травмы, недуга или операции.

Работа с детьми

Много лет личной ассистенткой Моше Фельденкрайза была доктор Хава Шелав. Сейчас она — один из ведущих преподавателей уникального метода и знакомит с ним желающих по всему миру. Шелав исследует связи между обучением, движением и развитием и посвящает себя, прежде всего, работе с детьми. Она является автором метода под названием Child’Space. Это программа сопровождения двигательного развития детей грудного и раннего возраста.
Развитие в первые 2 года жизни в большой степени определяет, каким будет маленький человек во взрослом возрасте. Осознанная помощь родителей в раннем детстве помогает лучше развить физические, психические и умственные способности. Согласно доктору Шелав, отец и мать чувствуют себя при общении с ребенком более уверенными, если хорошо понимают его и следит за его развитием. Младенец, к действиям которого относятся с вниманием и пониманием, обретает уверенность в себе и стремится испытывать что-то новое.
Под руководством квалифицированного учителя родители в небольших группах, наблюдая и пробуя, учатся стимулировать чувства ребенка, например, с помощью прикосновений, осознанных движений, прямого обращения, пения и игр. Это делается для того, чтобы малыш чувствовал свое тело и учился воспринимать самого себя, а также открывал, осознавал и запоминал окружающий мир, свои двигательные возможности и способности.
Документальный фильм "метод Фельденкрайза"
Генезис здоровья: метод Фельденкрайза

Обработка видео...